Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – один из старейших военных вузов страны – ведет свою историю от первой Военно-инженерной школы, созданной указом Петра I от 16 января
![]() |
![]() |
|
Павловское военное училище |
Вторая военная гимназия |
В начале XIX века Второй кадетский корпус превратился в крупнейший в империи центр по подготовке офицерских артиллерийских и инженерных кадров для русской армии, которая вступила в длительный период войн с наполеоновской Францией. Уровень подготовки офицеров в корпусе позволял им успешно выполнять самые сложные боевые задачи. Об этом свидетельствуют громкие победы русской армии.
Система кадетских корпусов России представляла собой уникальное явление в истории России. С одной стороны, она отражала в себе передовые тенденции в развитии европейского военного образования, с другой стороны сумела воплотить в себе лучшие национальные традиции. Поэтому из их стен вышли полководцы, военачальники, ученые, деятели культуры, которых хорошо знают во всем мире. Подготовить таких людей могли лишь учебные заведения, имеющие четко работающую и эффективную систему обучения, и грамотно построенный воспитательный процесс. Выпускники кадетских корпусов России были высокопрофессиональными военными, воспитанными в духе высокого национального патриотизма, долга и чести.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Иконостас православной церкви |
Батальон |
Полотнище юбилейного знамени |
Среди выпускников Второго кадетского корпуса, покрывших себя неувядаемой славой в годы Отечественной войны 1812 года наш великий соотечественник и Главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал, светлейший князь М.И.Голенищев-Кутузов князь Смоленский. Генералы К. Ф.Левенштерн, В.Г.Костенецкий, Л.M.Яшвиль в разное время командовали артиллерией всей русской армии; Г.П.Веселитский, И.К.Сиверс и А.Е.Ансио – артиллерией армий; А.П.Никитин, А.П.Козен и И.О.Сухозанет – артиллерией корпусов, П.А.Козен вступил в Отечественную войну командиром гвардейской конной артиллерии, К.К.Сиверс командовал 4-м кавалерийским корпусом. По официальным данным, из всех офицеров гвардейской, полевой и конной артиллерии, принимавших участие в боевых действиях против наполеоновской армии, около 70% были выпускниками Второго кадетского корпуса.
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Воспитанник |
Директор корпуса генерал-лейтенант |
Воспитанники |
В новый XX век Второй Кадетский корпус вступил, имея структуру, в целом, мало отличающуюся от той, которая существовала в момент его создания. Кадеты делились на роты, которые помещались в отдельных расположениях и подразделялись на отделения. В корпусе преподавались: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и русская словесность, французский и немецкий языки, математика, начальные сведения по естественной истории, физика, космография, география, история, основы законоведения, чистописание и рисование. Кроме того были внеклассные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение и танцы. При успешном окончании полного курса обучения кадет имел право на поступление в военное училище бесплатно.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Воспитанники Второго кадетского |
Занятия по гимнастике |
Празнование 200-летнего |
31 января 1910 года состоялось событие, имеющее историческое значение для кадетского корпуса. В Высочайшем повелении императора Николая II было объявлено: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности Второго кадетского корпуса от учрежденной императором Петром Великим 16 января 1712 года в городе Москве Инженерной школы, Государь император в 31 день января сего года, высочайше повелеть соизволил отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года». В соответствии с повелением императора, с 1912 года корпус стал именоваться Вторым кадетским имени Петра Великого корпусом.
Революция 1917 года положила конец существованию Второго кадетского корпуса. Временное правительство предприняло неудачную попытку реформирования кадетских корпусов в России, а в планах военного строительства советской власти вообще не было места для старой системы военного образования, неотъемлемой частью которой на протяжении двух веков был Второй кадетский корпус. Приказом народного комиссара по военным и морским делам № 11 от 14 ноября 1917 года, прием во все военно-учебные заведения был прекращен.
После Октябрьской революции
![]() |
![]() |
|
Чкалов |
Выпускники Военно-технической |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
Ляпидевский |
Каманин |
Слепнев |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Занятия по теории авиастроения |
Образец авиационной техники |
Занятия по боевой подготовке |
Приказом народного комиссара обороны СССР № 0812 от 27 марта
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
Слушатели курсов проводят испытания |
Лабораторные занятия |
Лауриаты премии |
19 марта
В настоящее время Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – системообразующий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий и технологий сбора и обработки специальной информации. Главная задача академии – готовить высококвалифицированных офицеров с глубокими инженерными знаниями для частей и подразделений Воздушно-космических сил, проводить научные исследования в интересах воздушно-космической обороны России, которая располагает самыми совершенными ракетно-космическими системами, вобравшими в себя новейшие достижения современной науки начала ХХI века. Они требуют офицера-профессионала с широкой технической эрудицией, офицера-патриота.
![]() |
![]() |
![]() |
||